В малом выставочном зале областного художественного музея имени И.Н. Крамского царит особая атмосфера созерцания. Здесь до 24 августа работает ретроспектива Игоря Скорникова «Между светом и тенью» – 20 работ-размышлений, где натюрморт превращается в исповедь о бренности и вечности.
Художник, член Союза художников с 1987 года, создает метафоры на холсте. Его натюрморты – мост между прошлым и настоящим. Как сам он поясняет: «Это не предметы, а отзвуки мыслей... словно тени от ушедших эпох». Каждая композиция – мизансцена: открытая книга с загнутыми страницами, опрокинутый бокал, спелый гранат с огненными зернами – все рассказывает историю незримых людей. Зритель, вначале завороженный реалистичностью, постепенно погружается в собственные воспоминания.
В своих работах Игорь Скорников ведет безмолвный диалог с искусством старых мастеров. «Их искусство – как рана, которая светится», – говорит Скорников, но подчеркивает: это не подражание, а разговор через века. Его полотна – скорее стилизация, воплощение мысленных впечатлений, где потрескавшийся кувшин или пожелтевшая книга обретают биографию, становясь хранителями ушедших эпох.
В центре экспозиции – полотно «Реквием». Вокруг него, словно ноты симфонии, выстроены остальные работы. «Хотелось, чтобы зритель услышал мелодию. И для каждого она будет звучать по-своему», – поясняет Игорь Андреевич.
Мастер работает в технике сложной лессировки, где слои прозрачной краски создают глубину, избегая броских эффектов. Предметы здесь теряют утилитарность: подсвечник отбрасывает таинственные тени, фрукты кажутся окаменевшими, а трещины на керамике превращаются в морщины времени. Все наполнено тихим драматизмом – даже медовая лужа света на столе в «Медовом солнце» напоминает о мимолетности мгновения. Так, у полотна «Медовое солнце» замерла мама с сыном: «Сынок, смотри, какая красота!» – воскликнула она, и в этом восторге – суть искусства Скорникова: оно понятно и ребенку, и философу. На открытии выставки художник растворялся в толпе – дарил автографы, фотографировался, а гости оставляли искренние впечатления в специальной тетради.
Эта экспозиция часть традиции музея Крамского знакомить воронежцев с местными талантами, продолжая линию таких проектов, как ретроспектива Фалька или «Мифология времени» Семенова-Амурского. Работы Скорникова хранятся в Белгородском художественном музее и частных собраниях от Парижа до Токио, но здесь, в Воронеже, они звучат особенно пронзительно. Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, до 24 августа.
Фото – Сергей Береза.