Тишина в музее Крамского обрела цвет и форму – густая, бархатистая, пропитанная ароматом воображаемых лепестков. С 8 августа антресоли выставочного зала отданы во власть «Игры в тишину» – персональной выставке молодой петербургской художницы Дарьи Кириченко. Шестьдесят акварельных натюрмортов, как замершие мгновения лета, переносят зрителя в самое сердце царства флоры, где правят бал ирисы, хризантемы, тюльпаны, пионы, лилии и подсолнухи.
Прогулка среди этих полотен – особое медитативное путешествие. Каждая работа манит остановиться, вглядеться в причудливый изгиб стебля, в нежную вязь прожилок, в игру света на бархатистом лепестке. Обойдя зал, непременно хочется вернуться к началу, чтобы снова проплыть мимо этого буйства красок и линий. Не хватает, пожалуй, лишь тихого шелеста листвы или жужжания пчелы. Но нет, выставка верна своему названию: здесь царит глубокая, сосредоточенная тишина созерцания, нарушаемая лишь шагами завороженных посетителей.
За этим цветочным великолепием – рука и душа Дарьи Кириченко, художницы, для которой мир растений стал главным источником вдохновения и языком общения с миром. Родом из Донецка, выпускница живописного отделения донецкого училища и дизайнерского факультета знаменитой академии Штиглица в Петербурге, Дарья с 2015 года – полноправный член Санкт-Петербургского общества акварелистов. Она называет себя художником интерьера, и ее работы – яркое тому подтверждение: они несут умиротворение и красоту, в которой так нуждается современный человек.
«Почему я рисую цветы? Это довольно простая тема, но, когда я вижу лепестки, стебли, переплетение этих линий, меня переполняют чувства и эмоции. Я не могу не рисовать их. Хочется поделиться с миром этой красотой», – признается Дарья.
Ее букеты – летние, собранные на природе, или зимние, купленные в магазине, – всегда обладают характером. Художницу влечет не только пышность цветения, но и элегическая красота увядания. На выставке это особенно заметно в диптихах и триптихах, где запечатлены разные состояния цветка. Одна из самых проникновенных работ – хризантема, написанная цветными карандашами на темной крафтовой бумаге, труд, требующий невероятного терпения и точности.
Жизнь среди растений оставляет в мастерской художницы множество сухоцветов. Они обретают вторую жизнь в изящных икебанах, которые сами становятся новыми героями натюрмортов. И здесь Дарья подходит к процессу концептуально: живые, дышащие цветы она доверяет текучей, прозрачной акварели, а композиции из сухоцветов рождаются под сухим штрихом карандаша на фактурной крафтовой бумаге, создавая удивительный диалог материала и сюжета. Фон же часто оживает под слоями темперы или акрила.
Секрет насыщенности и глубины ее акварелей кроется и в выборе материала. Дарья пишет на китайской хлопковой бумаге холодного прессования. «Она, как вата, впитывает в себя много слоев краски. Это дает простор для технических экспериментов, – поясняет художница. – Бумага не бликует, позволяет добиться невероятного богатства тонов и яркости, что для акварели редкость». Результат – полотна, поражающие своей цветовой мощью и почти осязаемым объемом.
Вдохновение Дарья черпает у мастеров, чьи имена стали вехами в истории искусства: Анри Матисс, чье влияние читается в смелых цветовых контрастах, Валентин Серов, Исаак Левитан. «Игра в тишину» – это плод более чем десятилетних поисков и оттачивания мастерства в сложнейшей акварельной технике, особенно для таких масштабных листов. Это гимн красоте преходящего мгновения, застывшему цветочному дыханию, приглашение замедлиться и услышать тихий голос природы, переданный виртуозным движением кисти. Услышать эту игру в тишину можно в музее Крамского до 31 августа. Вход на выставку по билету, который можно приобрести в кассе музея.
Фото – Сергей Береза
Мария Смирнова