В Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского хранится картина, которая словно дышит воздухом 1960-х – «Путешествие» Юрия Пименова. Это визуальный манифест эпохи, когда страна, оправившись от военных ран, смело смотрела в будущее. В новом выпуске проекта «История одного шедевра» – рассказ о том, почему эту работу Пименова можно разглядывать часами, забыв о времени.
Юрий Пименов родился в Москве в 1903 году. Первые уроки рисования ему преподал отец – художник-любитель и юрист по профессии. Он учился во ВХУТЕМАСе у художников Владимира Фаворского и Сергея Малютина. По окончании учебы Юрий Пименов в 1925 году стал одним из учредителей и активных участников общества станковистов, просуществовавшего до 1928 года. В 1931 году художник вошел в группу «Изобригада». Он начинал с экспрессионизма, создавая драматичные полотна вроде «Даешь тяжелую индустрию!». Он также работал оформителям в ведущих театрах страны. Как художник-постановщик Юрий Пименов работал в кино, в частности на картине «Кубанские казаки». Вообще, Юрия Пименова многое связывало с кинематографом: позже он преподавал во ВГИКе.

На полотне «Путешествие» изображена сцена на морском побережье: женщина в светлом платье с сумками в руках, мужчина с чемоданом, группы отдыхающих на ступенях. Фон – город, спускающийся к воде, и горные хребты. Динамику композиции подчеркивает диагональное расположение фигур, а палитра, построенная на голубых, золотистых и охристых тонах, создает ощущение солнечного дня и безмятежности.
Дорожные сумки и чемодан – аллегория движения, стремления к новому, характерного для эпохи, когда массовый туризм и отдых на Черноморском побережье стали частью советской мечты. А город на втором плане – это отсылка к послевоенному восстановлению и урбанизации, ключевой теме Пименова («Новая Москва», 1937). Фигуры же людей – не конкретные персонажи, а обобщенные образы «нового советского человека», свободного от тягот войны.

Пименов использует приемы обновленного импрессионизма: мелкие, вибрирующие мазки создают эффект мерцающего света, а прозрачные слои краски передают воздушность пространства. Этот стиль, названный критиками «лирическим реализмом», близок к кинематографичности – не случайно художник преподавал во ВГИКе и работал над декорациями к фильмам.
Интересно, что женские образы у Пименова часто становятся центром композиции. В «Путешествии» героиня, как и в «Новой Москве», – самостоятельная, современная женщина, что отражает идеи гендерного равенства 1960-х 10.

Картина создавалась в годы, когда СССР переживал культурный и социальный подъем: полет Гагарина, массовое жилищное строительство, развитие курортов. «Путешествие» воплощает эту веру в прогресс: море здесь – метафора безграничных возможностей. Пименов, как и в серии «Новые кварталы», воспевает «поэзию обыкновенного», находя красоту в будничных сценах.
Полотно поступило в Воронежский музей в 1985 году из Министерства культуры РСФСР, став частью коллекции, которая хранит работы мастеров, определивших лицо советского искусства. Сегодня «Путешествие» воспринимается как напоминание о том, что искусство способно превратить мгновение жизни в вечность.
«Путешествие» Юрия Пименова – это мост между прошлым и будущим. Художник, прошедший путь от экспрессионизма до лирического импрессионизма, сумел уловить дух надежд 1960-х. Его работа, как и вся советская «оттепель», полна света, движения и веры в то, что даже обыденное может стать шедевром.