Строительство Митрофановского монастыря в 1836 году превратило Воронеж в важный пункт для паломников и путешественников. Рядом с обителью стали появляться постоялые дворы и гостиницы, а улица Большая Московская (ныне Плехановская) превратилась в своеобразный «гостиничный квартал». Именно здесь, по свидетельствам историков, однажды «загулял» Михаил Лермонтов.
Среди самых известных заведений того времени были: гостиница купца Аврамова (на месте нынешнего дома №4 по Плехановской), гостиница купца Занина (у Хлебной площади), где в 1854 году останавливался литератор и чиновник Военного министерства Н.В. Кукольник, а также трактир Борисова – самое аристократичное заведение, располагавшееся между Острогожской улицей и Конной площадью.
Изначально трактир принадлежал купцу Д.А. Колыбихину, но позже его выкупил Борисов, из-за чего в источниках встречаются разные названия. Это место славилось богатой публикой и… «музыкальной машиной» – механическим органом, который гремел медными трубами и валами с крючочками.
«У накрытых прилитыми скатертями столов сидели, пили, курили цигарки, кричали, заводили песни… И временами, покрывая весь шум, гудела машина: «Не белы-то снежки во поле забелилися…», – писал в романе «Гарденины» А.И. Эртель.
А при чем тут Лермонтов?
Писатель А.В. Станкевич в своих воспоминаниях передавал рассказ поэта Алексея Кольцова: «Лермонтов проезжал Воронеж и будто бы кутил там с какими-то офицерами, закуривая трубку ассигнацией».
Подобное буйное веселье с деньгами в качестве растопки могло происходить только в трактире Борисова – главном месте «золотой молодежи» того времени. Правда ли это? Документальных подтверждений нет, но учитывая нравы Лермонтова и репутацию заведения, история выглядит вполне правдоподобно.
Сегодня от трактира не осталось и следа, но легенда о том, как великий поэт «пускал на ветер» ассигнации в воронежском трактире, продолжает жить.
